Авторизация discoverART





Регистрация
Забыли пароль?

вернуться назад

Рафаэль Санти

Немало величайших имен подарила миру эпоха Возрождения. Одним из таких блистательных разносторонне одаренных творцов был Рафаэль Санти. Свидетельства современников характеризируют его как человека, в котором незаурядная божья искра сочеталась со скромностью, благонравием и удивительной преданностью любимому делу всей жизни.

Рафаэль появился на свет в Урбино, городе на востоке Италии, в семье провинциального художника Джованни Санти. Отец будущего гения был отличным педагогом, и первые уроки живописи мальчик получил именно от него. Благодаря чуткому руководству отца, Рафаэль продемонстрировал ошеломительные успехи в живописи, и, пребывая еще совсем в юном возрасте, уже помогал ему при выполнении многих работ. По достижении семнадцатилетия  в 1500 году, следуя рекомендации Джованни, юноша поступает на обучение к Пьетро Перуджино, снискавшего славу лучшего живописца города.

Минуло совсем немного времени, и мастерство Рафаэля оказалось отточенным настолько, что стиль и технический уровень работ не только не уступал уровню нового наставника, но и в некоторой мере превосходил его. Даже опытные знатоки искусства того времени были не в состоянии различить произведения Перуджино и его удивительного ученика. Примером, подтверждающим этот факт, могут послужить изображения фигур Богоматери, Иисуса Христа и двенадцати апостолов, выполненные в церкви Сан-Франческо в городе Перуджа. Многие обыватели были уверены в принадлежности этих картин кисти Пьетро, не подозревая, что талантливейший ученик уже готов на шаг обойти его.

Кроме того, известными произведениями юношества Рафаэля являются работы «Архангел Михаил, поражающий сатану», «Три грации» и «Сон рыцаря».

Четыре года спустя Рафаэль распрощался с мастерской Перуджино. Новым домом художника стала Флоренция. Перемена обстановки оказала значительное влияние на дальнейшее развитие профессионализма художника. Опыт рисования с натуры, новые знания и методики, немаловажными из которых были труды Леонардо да Винчи по анатомии и механике, способствовали развитию и становлению Рафаэля как художника с академической школой. Сюжеты, освещенные ним, касались преимущественно библейских мотивов, а в качестве ключевого образа проявилась Мадонна с младенцем, нашедшая живописное воплощение приблизительно в двадцати работах.

С 1508 года и до конца своих дней Рафаэль жил в Риме, где он занимал должность официального живописца Папского двора. Значительную часть времени он посвящал себя росписи интерьеров культовых сооружений. Принимая участие в росписи Стаццы делла Сеньятура, Рафаэль создает фрески «Диспута», «Правосудие», «Парнас» и «Афинская школа», отображающие четыре ветви человеческой интеллектуальности: соответственно богословие, юриспруденцию, поэзию и философию.

Работы Рафаэля приводили в восторг власть имущих – при исполнении последующих заказов первоочередной важности многие знаменитые мастера того времени были отстранены от дел в его пользу. Будучи не в силах справиться самостоятельно, Рафаэль поручал значительный объем работ своим ученикам.

Во время жизни в Риме Рафаэль проявил себя не только как мастер художественной росписи, но и как портретист: хорошо известны принадлежащие его кисти портреты пап Юлия ІІ и Льва Х. Кроме портретной живописи, Рафаэля привлекала архитектура. Он был главным архитектором знаменитого Собора Святого Петра в Ватикане, а также ряда церквей и палаццо.

Библейская тема была путеводной нитью творчества на протяжении всей жизни Рафаэля. Так же, как и во Флоренции, в Риме занимал художника образ Мадонны, который он воплотил еще не менее десяти раз. Величием и композиционной завершенностью впечатляют «Мадонна Альба», «Мадонна с рыбой», «Мадонна в кресле» и другие. Но самым знаменитым шедевром Рафаэля стала «Сикстинская Мадонна», написанная по заказу монахов церкви Святого Сикста. Гармония и внутренний ритм полотна повергают зрителя в изумление, вызывая желание приблизиться к фигуре Богоматери и заглянуть в ее глаза, исполненные печали.

Достигнув тридцати семи лет, Рафаэль скоропостижно скончался в расцвете творческих сил. «Преображение Господне» стало последней его работой – он не успел ее закончить, собственноручно написав лишь верхнюю часть. Картину завершили ученики уже после смерти мастера.

Титанический труд человека искусства, каким был Рафаэль, привел его к заслуженной прижизненной славе, не меркнущей уже, казалось бы, целую вечность. Его наследие явилось квинтэссенцией всех сфер творчества, высшим проявлением всех достижений человеческого гения, появившихся в эпоху Возрождения. Даже теперь, спустя многие века, творения Рафаэля служат вдохновением для сотен поколений творцов и величайшим памятником торжеству созидания.

Просмотров: 1710 | Комментариев: 0 | Добавил: Discover Art

Это интересно:

Комментарии dA

Пока комментариев нет.