Авторизация discoverART





Регистрация
Забыли пароль?

вернуться назад

Русское искусство

Русское искусство – это достояние мировой сокровищницы интеллектуальных ценностей, наиболее близкое и родное сердцам наших соотечественников. Вклад наших мастеров во множество сфер созидания бесценен и велик.

Сам по себе термин «искусство», как воплощение творческого потенциала личности, является довольно широким понятием, которое поддается классификации на такие подвиды:

- изобразительное (живопись, графика, скульптура);

- зрелищное (театр, кинематограф, цирк);

- выразительное (музыка, хореография).    

Рассмотрим специфику каждой их этих ипостасей, присущую русскому искусству.

Изобразительное искусство

Исторический путь русской живописи характеризуется двумя последовательными этапами. Первый из них длился до начала XVIII века и придерживался исключительно религиозного направления – в то время писались только иконы, причем не самого лучшего художественного качества. После прихода к власти Петра I характер живописи становится все более светским, а в профессиональном отношении ее уровень заметно возрастает, и в течение XIX века по совершенству достигает европейского образца.

Зарождение живописного искусства на Руси принято относить к периоду, последовавшему ее крещению. Именно тогда появляются первые иконописцы, творившие под влиянием византийских мастеров – самым известным из них считается преподобный Алимпий Печерский, живший в XI веке. Как было упомянуто, уровень работ первых русских живописцев не поражал высоким профессионализмом. Причиной этому оказалась недостаточная просвещенность населения Руси, поскольку его эстетическое развитие находилось в зачаточном состоянии – большинство людей были заняты решением множества насущных задач и не имели возможности предаваться интеллектуальному досугу. Расцвет византийского стиля пришелся на XI и XII век. Известнейшим маяком русской иконописной школы стало имя Андрея Рублева.

К XVI столетию количество мастеров-иконописцев значительно увеличилось. Строгое следование церковным канонам и отсутствие индивидуальности в творчестве превращали ремесло художника в кустарщину, которая нередко сводилась лишь к слепому копированию утвержденных церковью образцов. В неразвитости и художественной примитивности тогдашнего искусства присутствует, однако, и некоторый позитивный момент: ведь мастера, создавая иконы, стремились к благородным целям духовного обогащения народа.

 В первой половине XVII века качество иконописи на Руси начинает значительно улучшаться. По приглашению царя Алексея Михайловича приезжают западные мастера, творившие в абсолютно иных, не присущих русским художникам направлениях: пейзажи, перспективы, натурные портреты. Это повлияло и на иконопись: образы стали приобретать живость и европейскую утонченность. Наряду с живописью развивается гравюра, а само изобразительное искусство начинает наделяться чертами мирской жизни.

Именно с этого времени – конца XVII столетия – после появления предпосылок к отходу искусства от церковных догм, русская живопись вступает во второй этап развития – светский. Становление массового изобразительного искусства давалось нелегко. Широкая публика попросту не была готова к восприятию новых форм, замыслов и образов, стремящихся вырваться из тесных религиозных рамок недавнего прошлого. Знакомство знати с западноевропейским стилем жизни не прошло даром – приближенные к царскому двору охотно усваивали новые ценности. В моду вошли портреты и полотна с мифологическими сюжетами. В работах русских художников нового времени появился прежде неизведанный академизм. Важнейшей вехой на пути к совершенствованию русского искусства явилось основание в 1757 году Академии Художеств, где преподавали мастера из Франции.

В эпоху царствования Александра I высшие круги общества оказывали русскому изобразительному искусству свое покровительство и меценатство. Наряду с благоприятным влиянием аристократии на развитие искусства, мастерам приходилось приспосабливаться к вкусам и прихотям господствующего класса. Массовое распространение получили портреты, возвеличивающие изображенных особ, эпические полотна с батальными сценами, картины на историческую тематику. Вдохнуть новую жизнь в устоявшийся классицизм удалось гениальному художнику Карлу Брюллову, привнесшему красочность и эффектность в однообразие творений того времени. Его впечатляющая картина «Последний день Помпеи» – ярчайший тому пример. Благодаря Брюллову в обществе проснулась живая заинтересованность в искусстве, а само оно приблизилось к народу, стало доступнее для массового восприятия. Портреты, написанные Брюлловым, положили начало русскому реализму, развивавшемуся в XIX веке. К классикам реализма относят Александра Иванова, ошеломившего зрителя потрясающей детализацией фигур людей и окружающего пейзажа на холсте «Явление Христа народу».

В процессе становления живописи как массового искусства, к середине XIX века намного увеличилось число русских художников с академическим образованием. Среди аристократов появились любители прекрасного, скупавшие шедевры и создававшие галереи (например, знаменитая Третьяковская галерея, принесенная в дар жителям Москвы в 1892 году). Для приобщения широких слоев общества к таинству творения основывались классы и школы живописи. Эти нововведения послужили мощным ускорением для национального русского искусства. Каждый мастер привносил в него свой характер. Например, Маковский был известен недюжинной наблюдательностью, Репин – тонким психологическим подходом к изображению крестьянской жизни, Шишкин – любовью к родной природе, а Айвазовский не имел себе равных в морских пейзажах. Блистают имена таких талантливых художников, как Перов, Мясоедов, Ге. Художники-баталисты, в частности Верещагин, изобличая на своих полотнах ужасы военных перипетий, проповедуют стремление человечества к миру.

Мощный фундамент, который воздвигли сформировавшиеся устои русского изобразительного искусства ушедших веков, служит надежной основой для процветания и торжества искусства современности.

Зрелищное искусство

Давнейшим видом зрелищного искусства является театр. Зарождение профессиональных театральных постановок относят к эпохе царя Алексея Михайловича. Следует отметить, что массовые зрелища на Руси были известны и раньше – уже в XVII веке популярность набирали народные представления, преимущественно комического содержания. Отправной точкой истории драматического искусства стала постановка 1671 года «Баба Яга – костяная нога», жанрово охарактеризованная как русская «комедь», и приуроченная к событию второго бракосочетания царя. Представление вызвало восторг у виновника торжества. По его повелению при дворе была организована «потешная палата», приглашались заграничные актеры. Как и большинство культурных артефактов того времени, сюжеты, освещаемые театральной труппой, носили преимущественно религиозный характер. Впоследствии репертуар стал тяготеть к светским мотивам – в частности, Софья, дочь царя, лично занималась переводами театральных пьес Мольера.

Во время царствования Петра I театральное искусство добилось необычайного высокого уровня развития. В Петербурге немец Манн соорудил первый стационарный театр. Лицедейство как профессия и творческое призвание весьма ценилось среди представителей высших сословий. Еще большего расцвета русский театр достиг при царицах Елизавете Петровне и Екатерине II, слывших незаурядными любительницами драматического искусства и немало сделавших для его возвышения. Под руководством «первого русского драматурга» Сумарокова был открыт театр в Москве, а также основан народный театр в Петербурге, представлявший собой амфитеатр под открытым небом, создавались театральные училища.

В 1824 году в Москве был сооружен монументальный блистающий великолепием Большой Театр, а спустя недолгое время – и Малый. Московские театры, отныне величавшиеся Императорскими, стали достоянием государства. Сместились акценты в оценке мастерства актеров – с тех пор профессионалом стал считаться тот, кто стремился к искренности в изображении характеров своих героев, а не просто декламировал текст. Спектакли стремились продемонстрировать исторические и актуальные настроения русского народа. Успехом пользовались пьесы и зарубежных драматургов.

Параллельно с Императорскими театрами, развивались народные труппы. С течением времени актерское искусство все шире охватывало публику, и вскоре в каждом провинциальном центре сформировался собственный театр, который удивлял и радовал горожан захватывающими спектаклями.

Выразительное искусство

Самый массовый, разноплановый и влиятельный вид выразительного искусства – это, конечно же, музыка. Мало назвать музыкой простую последовательность нот, построенную по жестким законам гармонии. Истинная, живая мелодия способна воплотить тончайшие нюансы человеческих эмоций, и призвана достучаться до души слушателя посредством звуковых колебаний. Нет никаких сомнений в том, что в течение многих веков музыка играла колоссальную роль в культурном становлении русского человека.

Источники русской музыки таятся в глубине веков. Старинные народные песни, бытовавшие тогда, характеризовались сложностью размера, подробным ритмом. Эти особенности сближали русскую музыку с мотивами востока и шли в разрез с европейской традицией. Исполнялись песни «а капелла» или под аккомпанемент народных инструментов: гуслей, кобзы, лиры. После крещения Руси параллельно с народной стала развиваться церковная музыка, наследовавшая традиции Греции.

В эпоху Петра I, наряду со многими другими сферами культуры, русская музыка подвергается влиянию западных веяний. Народные песни стали уделом простолюдинов, в то время как высшее общество пребывало в экстазе от опер, оркестровых произведений, балов – диковинок, присущих европейской аристократии, быстро превратившихся в обыденность. Вследствие такой «культурной интервенции» возник так называемый «псевдонародный» стиль в музыке, формировавшийся композиторами, профессионально воспитанными в западном духе, но стремящимися к народным мотивам. Примером подобного смешения противоположных миров были песни-романсы, отличавшиеся благозвучием и незатейливостью мелодии.

Академическую стройность с сохранением национальной самобытности русская музыка получила благодаря творчеству Михаила Глинки, талант которого благоприятствовал дальнейшему совершенствованию музыкального искусства в России. На весь мир известны имена великих русских композиторов: Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова и других. Множество их гениальных произведений из поколения в поколение очаровывают слушателей всего мира.

Виктор Михайлович Васнецов: Богатыри

Достоевский                                            Пушкин

Просмотров: 825 | Комментариев: 0 | Добавил: Discover Art

Это интересно:

Комментарии dA

Пока комментариев нет.