Авторизация discoverART





Регистрация
Забыли пароль?

вернуться назад

Архитектура

Архитектура

Архитектура или, другими словами, зодчество, объединяет в себе науку и искусство проектировать и создавать здания. К ней также относятся сооружения и их комплексы, искусственно созданные парки и сады, предметы необходимые для устройства города, мемориальные сооружения. Архитектура составляет материальную, искусственно созданную среду для жизнедеятельности людей, которая должна отвечать определенным техническим и эстетическим параметрам. Поэтому можно многое сказать о развитии цивилизации, образованности, культуре, религии отдельных народов, изучая их архитектуру определенных периодов.

Как и основные отрасли изобразительного искусства (скульптура, живопись) архитектура появилась еще во времена первобытных людей. Именно в эпоху палеолита  на территории Азии возникают первые строения. С развитием первобытного общества, в период неолита, появляется множество культовых построек. Всем известный Стоунхендж, был сооружен в эпоху бронзы. В то время часть архитектурных форм была создана  из камней невероятных размеров и некоторые образцы древнего зодчества сохранились до наших дней.

В глобальном смысле архитектуру делят на стили, которые сформировались и преобладали в определенное время. Кроме архитектуры древнего мира, к какой относятся архитектура Межиречья, Древнего Египта, Индии, Китая, Японии, а также строения древних цивилизаций Америки. Выделяют так же такие наиболее значимые стили: античная архитектура, романский стиль, готический, архитектура эпохи возрождения, барокко, рококо, классицизм, эклектика, модерн и модернизм и другие.

Своей красотой и богатством поражает архитектура Древней Греции и Рима (І тыс. до н.э. – V в. н. э.), которая и называется античной. Именно ее многие принимают за некий эталон, пример для подражания. Хотя греки и поклонялись многим богам, но они настолько наделили их собственными чертами, что это можно назвать культом человека. Они считали, что должны стремиться к красоте, быть добрыми и постоянно самосовершенствоваться. Воспевание красоты тела можно увидеть в хорошо известных античных скульптурах, которые в основном изображали греческих богов и во славу которых возводились не менее прекрасные храмы. Для их построения использовались камни: в большинстве известняк, но иногда мрамор. Античные храмы отличались тем, что внешняя их стена была обычно окружена колоннадой.

 Как раз грецкими строителями была созданная ордерная система (художественное оформление балочных конструкций). Выделяют три вида ордеров. Дорический - колона массивная, расширяется к низу, монументальная, это мужественный ордер.

Ионический  - наоборот более утонченный, легкий, «женственный». Такая колона сверху была увенчана капителью с двумя завитками и выглядела гораздо более нарядно, чем дорическая.

И последний ордер – коринфский. Его можно назвать «девичьим» - он напоминает ионические колоны, но еще более декорирован – появились цветы, листья аканта и другие украшения.

Наиболее сохранившийся до наших дней греческий античный храм – храм Гефеста.

Древнеримская архитектура уступала по изяществу древнегреческой, но не сложностью конструкций. К ней относятся  - Пантеон (храм всех богов) и Колизей.

Значимым и узнаваемым также является романский стиль. Он появился спустя 5 веков, после античного в ранней средневековой Европе, развивался и был господствующим вплоть до ХІІ в. Среди других стилей он выделяться массивными стенами, маленькими окнами (которые также использовались как бойницы), декор почти не использовался. Это связано с тем, что в тогдашней феодальной Европе постоянно велись войны, и многие сооружения также выполняли функцию крепости, будь то замок или храм. Основным элементом архитектурной композиции становится башня-донжон, вокруг которой размещались остальные постройки.

Во второй половине средневековья, начиная с конца ХІІ века, в Европе распространяется столь любимая многими готика. Своим появлениям она обязана техническим прорывам архитекторов, которые выяснили, что масса свода может поддерживаться в определенных точках, поэтому не все стены должны быть несущими. Это позволило гораздо облегчить строение, по сравнению с романской архитектурой. Готический стиль проявил себя в культовых сооружениях – храмах, соборах, церквях, монастырях. Поскольку тяжесть потолка передавалась нервюрами на аркбутаны и контрфорсы, появилась возможность сделать здание гораздо выше, просторнее, с большими окнами. Это дало толчок стремительному развитию витражного искусства. Кроме того активно развивалась скульптура – готические здания обильно декорировались лепкой и украшались круглыми статуями. Первые готические строения появились во Франции – к ним относится собор Парижской Богоматери.

Готические храмы поражают своей красотой и убранством. Стремление ввысь подчеркнутое стрельчатыми окнами, одновременные легкость и величие, все это создает ощущение мизерности человека перед богом. Именно такое мнение, что человек – ничто, букашка, бытовало в средние века и пребывание в грандиозном готическом соборе только усиливало эти ощущения.

Немного другой была итальянская готика, примером которой может служыть дворец Дожей, что в Венеции.

Переход от феодального общества к буржуазному, обозначил конец средневековья и начало новой эпохи – Ренессанса. Это период возвращения к античным традициям, культу человека, необходимости развиваться и учиться, поэтому это время еще называют эпохой Возрождения. Сложные конструкции средневековых зданий заменяются античными формами, где преобладает симметрия, упорядоченность, пропорциональность. Зодчие того периода наследуют характерные черты древнеримской архитектуры и используют их для служения тогдашним целям. Образцы архитектуры Ренессанса – это не только культовые строения, но и жилые и общественные здания. Некоторые из наиболее значимых: Темпьетто, собор Святого Петра в Риме.

С кон. ХVІ в. до сер. ХVІІІ в. одним из основных направлений в архитектуре, как и в искусстве, был Барокко. Тогдашние зодчие отходят от классических форм присущих ренессансной архитектуре – для барокковых строений присущи пышность, нарядность, динамичность, эффектность. Для этого стиля характерна иррациональность, человек предстает многогранной личностью, для которой характерны бурные переживания, изменчивость.  Само слово барокко с итальянского означает «причудливый». Также в то время активно развивается ландшафтная архитектура. Городская улица, парк, площадь объединяются в один ансамбль, который при передвижении зрителя играет все новыми формами, которые поражают воображение. Стиль зародился в Италии и распространился  по всей Европе, также нашел свое отражение в архитектуре России. Прекрасным примером может служить площадь Сан–Карло в Турине, в основании которой построены две  церкви в стиле барокко.

Продолжением бароккового стиля был Рококо. Ничего нового кроме еще большей декоративности и изысканности. Его нельзя в полной мере отнести к архитектурному стилю, а скорее к декоративному, поскольку в наибольшей степени он проявил себя в интерьере. В украшении строения повсеместно употреблялся «рокайль» - способ оформления, что имитировал природные образования. Для Рококо характерна вычурность, капризность, но, несмотря на обилие украшающих элементов, здания элегантны и легки. 

В нач. ХVІІІ в. люди перенасытились пышными Барокко и Рококо и возведении зданий возвращаются к классическим формам. Классицизм наследует античную красоту, которая воспринимается как некий идеал. Олицетворением классической архитектуры становится фасад древнегреческого или древнеримского храма. Используются ордеры колон, декор небогат. Здания в основном светлых пастельных тонов, белый служил для подчеркивания определенных архитектурных элементов. Архитектура парков становится регулярного типа – все элементы имеют правильную форму, насаждения размещены по прямой и аккуратно подстрижены.

Эклектика  - распространенное направление в архитектуре в ХІХ в., которое являет собой наследование стилей предыдущих эпох (неоренессанс, неоготика, необарокко и др.). Хотя и продолжает использоваться ордерная система, но теперь она более не является одним из центральных элементов. Часто у архитекторов эклектика не вызывает позитивных эмоций, потому что не является самодостаточной – она является повторением и смешиванием уже существовавших ранее стилей. Но гармоничное сочетание различных архитектурных форм иногда создавало уникальные архитектурные строения, например, центральный вокзал Антверпена. Также использование того или иного стиля зависело от предназначения здания и от финансирования строительства.

В кон. ХІХ на нач. ХХ в. в искусстве возникает новый стиль – модерн. В архитектуре он отличается отказом от прямых линий и тяготению к более естественным плавным формам. Также активно используются новые технологии с применением стекла и металла. Здания в стиле модерн, кажется, объединяют в себе природные формы и бурную фантазию их творца. Не совсем типичными, но наиболее запоминающимися архитектурными строениями в данном направлении являются произведения Антонио Гауди. Они настолько необычны и оригинальны, что их ни с чем не перепутать. При этом они столь гармоничны, что кажутся сотворенными природой (дом Бальо, собор Святого Семейства, парк Гуэль).

Модернизм – новое направление в архитектуре ХХ в. с полным изменением предыдущих форм и конструкций, отказом от применения стилей прошлого. Основополагающими принципами данного стиля стали использование новейших материалов и технологий, функциональность сооружений, отсутствие декора.

На данный момент в архитектуре нет преобладающего стиля. К наиболее распространённым относятся модерн, модернизм, постмодернизм (возвращение к элементам предыдущих стилей и использование новых технологий), конструктивизм (характеризуется монолитностью, строгостью, геометризмом). Совершенно новым является хай-тек – использование новейших технологий, минимизируется декор, главным приоритетом становится функциональность, в строении используются стекло, метал, бетон, исключаются природные материалы (Центр Помпиду в Париже, «Пасифик дизайн центр» в США).

К этой же категории относится одно из новых направлений - био-тек, которое в отличие от хай-тека тяготеет к естественным формам, в нем создатели питаются объединить биологию, инженерию и архитектуру (Город искусств и наук в Валенсии, гостиница в виде медузы, спроектирована Майклом Соркином).

Шедевры современной архитектури все чаще напоминают игру дизайнерской фантазии, а не функциональные здания, они космичны и оригинальны, металические и холодные, стекляные и хрупкие. Но именно стены каменных строений прошлых веков и тисячелетий хранят в себе историю человечества.

 

Просмотров: 1884 | Комментариев: 0 | Добавил: Discover Art

Это интересно:

Комментарии dA

Пока комментариев нет.