Авторизация discoverART





Регистрация
Забыли пароль?

вернуться назад

История, рассказанная шедеврами

История, рассказанная шедеврами

Искусство – это не только и не столько музеи, подвластные лишь искушенным. Это целые города и страны, в которых оставили свои яркие следы талантливые люди. В которых прямо под открытым небом расположены величайшие творения: скульптуры, знаковые строения. И, конечно же, те самые музеи, в которых, будто в вакууме, законсервирован дух самых разных времен.

Рукотворных чудес на свете гораздо больше, чем 7. Более того, мир интересен тем, что каждому из нас по душе разные шедевры искусства, а потому восторгов на протяжении жизни может быть бесконечное множество.

Древний мир, Античность

Если сейчас мы можем найти хотя бы примерную грань между повседневной жизнью и искусством, то в древние времена они были переплетены теснее некуда. Об этом говорят наскальные рисунки, представляющие собой не что иное, как систему древнейшего письма. Больше других преуспели в этом египтяне, наследие которых, датируемое временами до нашей эры, будоражит сознание и заставляет даже самых равнодушных ехать на юг для знакомства с причудливыми иероглифами и внушительными пирамидами.

Впрочем, рисовать начали еще первобытные люди. Археологи до сих пор изучают пещерную живопись во французских Пиренеях и на Урале и поражаются тому, насколько понятными даже для современного человека могут быть изображения. Такими же понятными были и самые первые скульптуры, при помощи которых изображались люди и животные.

Древнему Египту все мы должны быть благодарны за появление архитектуры (3 век до н.э.). Чуть позже конструкции по типу «кучи» воздвигались в Месопотамии и Мексике. На смену им пришли стоечно-балочные, а затем и арочные строения.

В Древней Греции возникло театральное искусство, там же, в 7-6 веках до н.э., начала развиваться роспись сосудов (вазопись). Первые литературные произведения появились на Древнем Востоке.

Что касается восточных христиан, то для них до определенного времени искусство ассоциировалось в большей степени с религией. Это типично как для живописи, так и для архитектуры, которую не зря называют храмовой. Обычные же постройки возводились зодчими из дерева и имели практически всегда одинаковую форму. Впрочем, сейчас и такие старинные постройки из сруба вызывают неподдельный восторг у современников, привыкших к домам из стекла и бетона.

Романо-готичное средневековье

К средним векам культурный центр целиком и полностью переместился в Европу, а вернее в ее западную часть. Во многом это связано с тем, что культурное наследие Древнего Рима сыграло определяющую роль в дальнейшем развитии практически всех видов искусства.

Собственно, именно Древний Рим и дал искусству средних веков первую стилевую концепцию – романскую. С 6 по 11 век возводились здания в этом стиле, покоряющие могущественностью, но не особо удивляющие внешним убранством.

Впрочем, могущественность – главная характеристика, наличия которой добивались во времена феодальной раздробленности, ведь здания должны были защищать не только от непогоды, но еще и от незваных гостей. И при необходимости вмещать в себя много народу, если речь шла о храмах.

А вот романская живопись не радовала разнообразием. Во главу угла на большинстве изображений ставилось могущество Бога, в какой-то мере даже устрашающее. Однако именно романский период подарил нам такое замечательное явление, как витражи. Кроме того, сюжеты на отвлеченные темы можно было увидеть на тканых коврах, которые использовались чаще для украшения.

На смену романскому стилю в 12 веке пришла готика, драматичная и стремящаяся ввысь. Вытянутые формы любого готического сооружения – дань религии. Они отражают стремление души к небу. Помимо архитектуры в готические времена активно развивалась и скульптура. Во многом это происходило благодаря тому, что статуи украшали готические соборы. И это уже были не просто отдельные фигуры, а целые трехмерные сюжеты, наполненные смыслом.

Готическая живопись стала более глубокой, как в плане использования цветовой палитры, так и с точки зрения прорисовки деталей. Продолжает развиваться искусство росписи по стеклу, витражи заполняют все больше пространства в храмах. А еще мастера живописи применяют свой талант, иллюстрируя книги.

Гениальное Возрождение

Эпоха Возрождения – вот уж действительно время, подарившее нам тысячи шедевров, которые не меркнут даже в сравнении с современными работами мастеров-искусников. Связано это с переходом от феодализма к капитализму, который начался в 16 веке. Менялись взгляды человека на мир, изменилось отношение к искусству, которое теперь могло восприниматься отдельно и от религии, и от чисто утилитарной функции.

Считается, что первые работы эпохи Возрождения – это работы художников. Доменико Венециано, Мазаччо, Мантенья – гении раннего Возрождения, имена которых не находятся на слуху, но которые взяли на себя непосильную ношу, связанную с переходом от готики к Возрождению.

А вот Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело являются творцами Высокого Возрождения. При этом Микеланджело часто называют величайшим гением искусства, которому в полной мере покорились и изобразительное искусство, и скульптура, и архитектура.

Большинство мастеров эпохи Возрождения жили и творили в Италии. Именно поэтому практически каждый итальянский город называют музеем под открытым небом, а насладиться культурным наследием этой западноевропейской страны приезжают ценители прекрасного со всего мира.

Архитектура и скульптура также совершили новый скачок в развитии, ориентируясь, впрочем, на эстетику античности. Иными словами, у мастеров в частности и у общества в целом созрела необходимость отказа от серости средневековья в пользу некоторой витиеватости, которая была присуща античности.

Работы мастеров этого времени драматичны, экспрессивны, наполнены эмоциями.

17-19 век: многообразие форм, стилей, направлений

После эпохи Возрождения наступает время учителей (великих мастеров) и учеников, многие из которых затем тоже становятся великими. 17 век был богат на знаменитые имена в сфере живописи: Рембрандт, Рубенс, Караваджо, Веласкес. Помимо Италии на первый план выходят также Голландия, Франция, Испания.

Кроме того, именно в это время искусство начинает подчиняться разным стилям (роскошное барокко и его поздняя форма - рококо, спокойный, уравновешенный классицизм и поздняя форма – ампир). Уже в 19 веке появляются хорошо знакомые нам эклектика и модерн. Вместе со стилистическим разветвлением в 17 веке появилось и разделение на тематики (жанры) в живописи.

А вот 19 век прошел под знаком реализма. При этом для России это означало погружение в реальное жизнеописание как в литературе (Грибоедов, Фонвизин, Гоголь), так и в других направлениях искусства: театр, живопись (Иванов, Федотов, Венецианов).

Но было бы нечестным ассоциировать 19 век лишь с реализмом, ведь именно в это время появился абсолютно противоположный ему по духу импрессионизм (Моне, Ренуар, Сислей), работающий не с фактами, а с впечатлениями.

   

20 век: театр абсурда

Еще более противопоставляющими себя существующей концепции искусства стали направления, возникшие в 20 веке: кубизм, поп-арт, футуризм, абстракционизм, примитивизм, сюрреализм. Кроме того, именно в 20 веке появляются эпатирующие инсталляции, которые вызывают бурю разноплановых эмоций даже век спустя. Искусство не только восхищает или заставляет задуматься. Оно взывает к пониманию грани дозволенного, увлекает и отталкивает, смешивается в парадоксальной форме с внешним миром.

Нам повезло жить в то время, когда существуют сотни направлений искусства и тысячи лет истории, представление о которой мы складываем во многом благодаря гениям живописи, скульптуры, архитектуры различных времен. 

Просмотров: 1798 | Комментариев: 0 | Добавил: Discover Art

Это интересно:

Комментарии dA

Пока комментариев нет.